- Общение свысока, попытка указывать, как мне работать. «Меня надо снимать только так, а так нельзя. Рабочая сторона эта, с этой меня не снимать. Надо работать с ракурсами и светом». Другое дело, когда человек делится переживаниями и спрашивает что возможно сделать в такой ситуации. Звучит это совершенно иначе.
- Жалобы на несовершенства внешности, которые смущают, но при этом нежелание советоваться с фотографом при выборе образа.
И хорошо, если самостоятельный выбор удачный. А если он подчёркивает все то, на что выше жалуется клиент, для меня это звонок, что высок риск остаться виноватой. Это как прийти ко врачу за помощью, при этом, разодрав все швы, которые тебе наложили, не пить лекарства, и упрекнуть врача, что его лечение не работает. Не люблю перекладывание на меня чужой ответственности.
- Вопросы о моей технике. И не беру в счёт фотолюбителей, их интерес всегда звучит иначе. Я именно про тех, для кого техника — показатель чего-то… (не знаю чего, профессионализма, гарантия красивых фото?).
- «Вы же все поправите в фотошопе?» Даже комментировать не буду. Рада, что таких все меньше.
- Продавливание по цене.
Одно дело честное «нам дорого» и тут мы можем договориться о рассрочке, например, или найти варианты, если пара мне приятна и интересна с точки зрения портфолио. А другое — попытка именно продавить, сев ещё сверху на шею.
- Пофигизм. Нежелание обсуждать детально съёмку, принимать участие в подготовке, не задавать вопросы, не отвечать подробно на вопросы от меня и команды.
С такими клиентами складывается впечатление, словно мне съемка нужна больше, чем им. Я не телепат и без совместной работы ничего не выйдет.
- Требование отвечать быстро.
Да, я понимаю, что сегодня высокая скорость ответа — шанс завоевать клиента. Но каково будет этому же клиенту, если на съёмке с ним я буду зависать в телефоне, потому что важно быстрее ответить на новое обращение? Моё убеждение, что можно простить задержки с ответом, если ты хочешь работать с конкретным фотографом. Если нет, то рада отпускать таких в дальнейшие поиски.
- Чрезмерная дотошность. Нет я тоже та ещё душнила, но есть грань. Например, никогда не понимала вопросы про количество фотографий со свадьбы. Что-то изменится, если я назову количество в 500 фото, а не 450? Пункт в договоре о 50 фото/час каждый раз мне мозолить глаза просто.
- Ожидание, что фотограф должен быть психологом. Со своей стороны я делаю все что в моих силах, чтобы героям было комфортно в процессе. Фотография и правда может показать человеку себя с иной стороны, помочь раскрепоститься, стать помощью в борьбе с комплексами или даже частью терапии. Но это все может сработать, когда уже проделана определённая работа. Убеждение, что фотограф обязан раскрепощать и сражаться с армией чужих тараканов — на мой взгляд ошибочно и тоже про перекладывание ответственности.
- Заход с ноги. Без «Здравствуйте», без оформления задачи в слова. А просто «скок стоит?», «покажите фотки?». Звучит ужасно, но в этом году я ещё сталкивалась с подобным. На такие запросы даже не отвечаю. И меня огорчает, что для некоторых людей это норма. Даже для таких же специалистов в нашей сфере.
Больше обо мне

Обо мне или путь к себе через стиль
Возможно, прочитав мою историю, вы поймете почему я такая душная зануда в вопросах профессиональной подготовки...